Теоретические аспекты социализации детей подросткового возраста с лёгкой степенью умственной отсталости

Authors

  • Рената Анатольевна Рафикова Наманганский государственный педагогический институт

Keywords:

социализация, лёгкая степень умственной отсталости, самооценка, рефлексия

Abstract

В данной статье рассматривается система самоотношения подростков с легкой степенью умственной отсталости в процессе их социализации. Определяется природа появления завышенной самооценки у диагностированного синдрома. Отмечается, что при широком освещении синдрома олигофрении, малоизученной стороной остаётся Я - концепция и ее особенности в рамках социализации.

References

Информация Национального Центра Республики Узбекистан по правам человека, об осуществляемых в Узбекистане мерах по выполнению международных обязательств в сфере защиты прав инвалидов согласно Вопроснику Специального докладчика Совета ООН по правам человека по вопросу о правах лиц с ограниченными возможностями

Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб., Лань, - 2003

Епифанцева Т.Б. и др. Настольная книга педагога - дефектолога(Сердце отдаю детям) // - Ростов н/Д: Феникс, 2008

Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 2005.

Кадыров Б.Р. К диагностике формально - динамической стороны умственной активности // Научные труды/ Свердловского Гос. Пед. Института. - №281. - Свердловск, 1976. - С. 35 - 42.

Кадыров Б.Р. Изучение психофизиологических предпосылок склонностей // Вопросы психологии. - 1989 №2. - С. 114 - 120

Мясоед П.А. Проблема «ненормативного» психологического развития. // Вопросы психологии №6, 1994.

Психологический словарь./ Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Педагогика - Пресс, 1996.

Суннатова Р.И. Индивидуально - типологические особенности мыслительной деятельности. Автореф. дисс. доктор психол. наук. - Ташкент. 2001.

Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. - СПб., 2005

Шаумаров Г.Б. К оценке значения интеллектуальных тестов в диагностике и изучении развития детей с интеллектуальной недостаточностью. // Дефектология, 1979, №6.

Arnett, J. (2009) 69с Arnett, J. (2009). Emerging adulthood: What is it, and what is it good for? ChildDevelopmentPerspectives, 1, 68-73.

McElhaney K., Allen J., Stephenson J., & Hare A. Adolescence and Beyond: Family Processes and Development. Edited by: Patricia K. Kerig, Marc S. Schulz,Stuart T. Hause/ 2012 by Oxford University Press.

Kamalova, A. (2024). Yoshlar o’rtasida deviant xulq-atvor profilaktikasi. Science and Education, 5(2), 513-519.

кизи Ахмедова, Д. С., & қизи Камолова, А. О. (2022). ЎСМИРЛАРДА МЕЪЁРДАН ХУЛҚИЙ ОҒИШ ХОЛАТЛАРИНИ КОРРЕКЦИЯЛАШ ЖАРАЁНЛАРИДА ХУҚУҚИЙ САВОДХОНЛИКНИНГ АХАМИЯТИ. Евразийский журнал академических исследований, 2(3), 413-416.

Kamolova, A., & Ergasheva, G. S. Q. (2022). Yosh avlodni tarbiyalashda xalq pedagogikasini manbalarining o’rganishning o ‘rganishning ilmiy-nazariy asoslari. Science and Education, 3(12), 590-592.

Ориббоева, Д. Д., & Мирзаахмедова, Д. М. (2024). Болаларда ижтимоий кўникмаларни ривожлантиришнинг аҳамияти. Science and Education, 5(2), 595-599.

Oribboyeva, D. D., & qizi G‘aniyeva, S. B. (2024). Assertiv xulq shakllanishining o’ziga xosligi. Science and Education, 5(2), 590-594.

Орифбоева, Д. Д. (2017). ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. Форум молодых ученых, (6 (10)), 1320-1323.

Рафикова, Р. А. (2023). ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА В РАБОТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Educational Research in Universal Sciences, 2(8), 16-21.

Рафикова, Р. (2023). Роль «психологического капитала» в преодолении эмоционального выгорания у педагогов. Boshlang ‘ich sinf o ‘quvchilarida universal ta’lim faoliyatini shakllantirish, rivojlantirish va takomillashtirish nazariyasi va amaliyoti Xalqaro onlayn ilmiy-amaliy konferensiya, 321-323.

Александрова, А. В. (2015). ПРИЧИНЫ ВОЗРАСТАНИЯ КОЛИЧЕСТВА ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. In АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ (pp. 65-67).

Шипицина, Л. М., Сорокин, В. М., Исаев, Д. Н., Иванов, Е. С., Защиринская, О. В., Михайлова, Е. В., & Крючкова, Л. Л. (2014). Психология детей с нарушениями интеллектуального развития.

Суннатова, Р. И. (2021). Экологичность коммуникативного поведения педагогов в условиях цифровизации образования. Перспективы науки и образования, (5 (53)), 463-480.

Downloads

Published

2024-03-27

How to Cite

Рафикова, Р. А. (2024). Теоретические аспекты социализации детей подросткового возраста с лёгкой степенью умственной отсталости. Science and Education, 5(3), 566–577. Retrieved from https://openscience.uz/index.php/sciedu/article/view/6870

Issue

Section

Pedagogical Sciences