Геометрия формы и контраст в музыкальной композиции: от классики к авангарду

Authors

  • Жавохир Набижонович Тожибоев Бухарский международный университет

Keywords:

музыкальная форма, геометрия музыки, контраст, симметрия, пропорции, авангард, фрактальная структура, топология, нелинейная драматургия, пространственно-временная организация

Abstract

Данная статья исследует принципы геометрической организации музыкальной формы и роль контраста как структурообразующего элемента в эволюции композиционного мышления. Анализируется трансформация пространственно-временных концепций формообразования от классических симметричных структур до авангардных нелинейных и многомерных моделей. Рассматриваются математические и визуальные аналогии в организации музыкального материала, изучается диалектика единства и контраста как основа музыкальной драматургии. Особое внимание уделяется влиянию современных научных концепций - фрактальной геометрии, теории хаоса, топологии - на формирование новых принципов музыкальной архитектоники в произведениях авангардных композиторов.

Downloads

Published

2025-10-26

How to Cite

Жавохир Набижонович Тожибоев. (2025). Геометрия формы и контраст в музыкальной композиции: от классики к авангарду . Science and Education, 6(10), 227–240. Retrieved from https://openscience.uz/index.php/sciedu/article/view/7984

Issue

Section

Pedagogical Sciences